В минувшее воскресенье Аркадий Борисович Панькин, профессор КалмГУ, руководитель центра «Багш» имени академика Г.Н. Волкова, принимал участников чувашской экспедиции «По следам гуннов – 2024». Эта встреча обусловлена более чем 10-летней деятельность их земляка из Республики Чувашия, академика РАО Геннадия Никандровича Волкова, родоначальника этнопедагогики. Он подготовил целую плеяду докторов и кандидатов наук для нашей республики и других регионов страны.
После дружеской встречи, изобиловавшей воспоминаниями, гостям были подарены книги по этнопедагогике (под ред. доц. Сокальского А.А., Сокальского Э.А.). Затем группа направилась в студенческий городок нашей альма-матер, к дому, где жил и творил академик Г.Н. Волков, профессор КалмГУ. Там состоялась возложение венка к мемориальной доске, посвященной выдающемуся чувашскому ученому.
Память о Геннадии Никандровиче – Человеке-Символе, основоположнике этнопедагогики стала органичной частью духовного и научного богатства Республики Калмыкия. Большим ежегодным научным праздником стали «Волковские чтения», которые носят международный характер; в средней школе № 2 г. Элисты функционирует комната-музей, где экспонируются личные вещи и различные артефакты, относящиеся к творческой деятельности великого ученого. Память о выдающемся ученом хранит ковровый портрет академика, вытканный руками М.З. Эльдеровой, последней его аспирантки (ныне канд. пед. наук) и подаренный Чувашскому государственному художественному музею.
Этот перечень добрых дел продолжается в серии этнопедагогических изданий преподавателей-ученых КалмГУ и вузов Республики Чувашии. На таких примерах, несомненно, формируются духовно-нравственные ценности подрастающего поколения посредством этнокультурных контактов людей. В итоге этот процесс приводит к конструктивному этнопедагогическому диалогу.
Вечером того же дня, после посещения Центрального Хурула Калмыкии – Золотая обитель Будды Шакьямуни экспедиция направилась дальше, по следам гуннов, на Северный Кавказ…
* * *
интересные факты об этнокультурных связях чувашского и калмыцкого народов:
Связующим звеном контактов двух народов выступает Никита Яковлевич Бичурин – отец Иакинф, просвещенный монах, чуваш, востоковед, путешественник, духовный наставник А.С. Пушкина. На него академик Г.Н. Волков часто ссылался, указывая, что научный труд Н.Я. Бичурина «Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени» (1834 г.), нигде не издавался таким большим тиражом, как в степном крае.
Рукописный вариант обозначенного исследования Никита Яковлевич передал А.С. Пушкину, с которым поддерживал тесные дружеские отношения. Гениальный русский писатель и поэт, со ссылкой на автора, творчески использовал эти рукописи при работе над первой главой «Истории Пугачева», а также над повестью «Капитанская дочка».
Отсюда «калмыцкие мотивы» в произведениях Александра Сергеевича: сказка «Орел и ворон» («… Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка»), стихотворение «Калмычке», «Памятник» («… и друг степей калмык»).
Еще один весомый и необычный факт. Не мог не рассказать о поездке в Чувашию известный калмыцкий поэт Давид Никитич Кугультинов. Он получил разрешение провести ночь в келье отца Иакинфа (Н.Я. Бичурина), чтобы лучше ощутить, прочувствовать культурно-духовную связь двух дружеских народов – чувашского и калмыцкого.
Вот еще один парадоксальный пример. Впервые одна из глав калмыцкого героического эпоса «Джангар», обнаруженного научной экспедицией санкт-петербургских ученых-монголоведов, была опубликована Алексеем Александровичем Бобровниковым – тестем знаменитого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева. Позже последовали публикации остальных глав эпоса «Джангар» другими исследователями.
Эдуард Сокальский, ст. преподаватель факультета педагогического образования