Его Святейшество Далай-лама провел трехдневные учения для тибетских школьников и студентов

Фото: khurul.ru

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия – С 6-го по 8-е июня 2018 года Его Святейшество Далай-лама проводил учения для тибетских школьников и студентов. В первый день во дворце Цуглакханга по примерным оценкам собралось около 9 тысяч человек, среди них 900 студентов колледжей, 112 студентов Института тибетской медицины и астрологии «Мен-ци-кханг», 105 учеников Тибетской транзитной школы, примерно 1400 школьников из школ Тибетских детских деревень – в основном ученики 9-12 классов, 250 членов группы изучения буддизма из Дхарамсалы, более 2000 иностранцев, в том числе 150 тайских монахов из благотворительного общества «Тай Дхама-Сала», а также местные тибетцы.


Улыбаясь и приветствуя толпу по пути, Его Святейшество добрался до храма. Там он поклонился статуе Будды и поздоровался со старыми друзьями, после чего занял свое место на троне. Члены дхарамсальской группы изучения буддизма, в которую входят мужчины и женщины, монахи, монахини и миряне, тибетцы и жители других стран, продемонстрировали свое искусство ведения монастырских диспутов. Первая группа рассуждала о бодхичитте устремления и бодхичитте действия, как они описываются в поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Вторая исследовала методы обоснования, которым учил Дхармакирти в своем сочинении «Истолкование трактата о достоверном познании» (Праманавартика-карика).

В конце молебна, перед тем, как начать беседу, Его Святейшество прочел две короткие строфы:

Я простираюсь перед Гаутамой,
Который из сострадания
Преподал совершенную Дхарму,
Избавляющую от искаженных воззрений.

Праджняпарамите,
Ни речью, ни мыслью невыразимой, нерожденной, непрекращаемой таковости пространства,
Объекту практики различающе-самопознающей мудрости,
Матери Джай трёх времён – поклоняюсь!

Татьята – гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха.

«Уже на протяжении нескольких лет мы проводим учения для юных тибетцев именно в это время года, когда у учеников из отдаленных школ и колледжей есть возможность приехать. Таким образом, студенты и школьники – главные ученики сегодня, но я также очень рад поприветствовать здесь монахов из Таиланда.

Будда обрел пробуждение в Индии более двух с половиной тысяч лет тому назад. Объяснения Четырех благородных истин и их шестнадцати характеристик, дарованные в Сарнатхе, пригороде Варанаси, легли в основу его учений. Позже Будда более подробно истолковал их во время учений на Горе Грифов.

Тайские монахи, присутствующие здесь, старшие ученики Будды. Они следуют своду правил монашеской дисциплины, винае, дошедшей до наших дней на языке пали. В Тибете мы придерживаемся санскритского канона. Наши традиции немного разнятся по числу нарушений и предписаний, так, например, в традиции тхеравады всего одно требование, предписывающее, как должным образом носить монашеское одеяние, а в традиции муласарвастивада – семь. Но если говорить о духе винаи, то он по сути един. Учения же о совершенной мудрости, держателями которых стали тибетцы, известны только в санскритском каноне.

Я бесконечно благодарен тайским монахам и другим ученикам их традиции за то, что приехали сюда. В прошлом представители палийского и санскритского канона не слишком много общались, несмотря на немалые усилия по сближению. В 60-х годах я направил несколько тибетских монахов в Таиланд, где они жили в монастырях и соблюдали обеты тхеравады, но начинание постепенно угасло. Мы надеемся возобновить монашеский обмен, и первым шагом для монахов должно стать изучение языков друг друга.

Кроме жителей традиционно буддийских регионов, здесь и выходцы из исконно небуддийских стран, развившие интерес к этой религии».

Его Святейшество упомянул, какое великое множество религиозных традиций процветает в Индии. Среди них и местные – школа самкья, джайнизм и буддизм, и иноземные, например, авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам. Все эти вероисповедания проповедуют альтруизм. Они учат любви и состраданию. Его Святейшество заметил, что поскольку все религии служили на благо человечества в прошлом и будут служить в будущем, попытка религиозного разобщения в корне бессмысленна. По мнению Его Святейшества, люди не должны жалеть сил для взращивания уважения и гармонии между своими вероисповеданиями, оставаясь при этом в лоне родной веры. Он добавил, что Индия на протяжении тысячелетий служит живым свидетельством тому, что это возможно.

Конечно, существуют значительные различия в философских воззрениях многочисленных религиозных традиций – некоторые из них теистические, проповедующие веру в бога-творца, другие нетеистические. Одно из направлений школы самкья, джайнизм и буддизм отвергают идею бога-творца, а в буддизме, кроме того, отрицается существование «я», отдельного от психо-физических совокупностей (скандх). Он добавил, что среди многочисленных школ буддизма, все утверждают бессамостность личности, отсутствие единого, независимого «я», владеющего скандхами. Однако, только две школы, читтамара («только ум») и мадхьямака (школа Срединного пути), учат о бессамостности явлений.

Заметив, что Нагарджуна даровал полное объяснение пустоты, Его Святейшество поднял вопрос о смысле подобных философских идей. Разъясняя эту тему, он привел слова Нагарджуны:

Посредством устранения кармы и омрачающих эмоций достигается освобождение.
Омрачающие эмоции и карма возникают в силу умопостроений,
А те, в свою очередь, появляются в силу овеществления.
[Это] устраняется посредством пустоты.

Наша цель – устранить искаженные воззрения, которые порождают разрушительные эмоции.

«В современном мире, вопреки научным доказательствам в пользу основополагающей сострадательной природы человека, люди притесняют и убивают друг друга, – заметил Его Святейшество. Одна из причин, как кажется, в том, что современное образование нацелено скорее на достижение материальных задач, чем на взращивание нашей естественной человеческой склонности к состраданию.

В Тибет традиция изучения и практики буддизма, восходящая к монастырю-университету Наланде, пришла благодаря религиозности тибетских царей. Великий ученый-философ Шантаракшита учредил буддизм в Стране снегов, ему помогал Падмасамбхава, одолевший все препятствия. Под руководством Шантаракшиты начали перевод индийской буддийской литературы с санскрита на тибетский язык. Из колофона к поэме “Путь бодхисаттвы” видно, что три группы ученых-философов и переводчиков в разное время трудились над текстом поэмы, который мы читаем сегодня.

Я питаю большое уважение ко всем религиозным традициям за их общее послание любви и сострадания, но именно благодаря философским прозрениям и методам логического обоснования, которым учили такие наставники как Шантаракшита и Камалашила, мы, буддисты, смогли начать взаимовыгодный диалог с современными учеными.

В этом году я предложил провести учения по “Пути бодхисаттвы”. Если вас одолевают тревога и уныние, чтение шестой главы поэмы поможет успокоиться. Подобным образом, из-за чрезмерного сосредоточения на себе наше сознание легко приходит в смятение. Противоядие можно найти в восьмой главе, посвященной медитации и взращиванию бодхичитты.

В 1967 году, когда я узнал о сочинении Кхуну Ламы Ринпоче “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”, я попросил его даровать мне по нему учения. Он также объяснил мне “Путь бодхисаттвы” и попросил давать учения по последнему тексту при каждом удобном случае. Кхуну Лама Ринпоче говорил, что хотя Шантидева написал свой труд в 8-м веке, с тех пор не было лучшей книги о бодхичитте – самой сути буддийского учения.

Сегодня многие люди живут под властью разрушительных эмоций. В буддийских сочинениях объясняется, как обуздывать такие негативные эмоции, как привязанность и гнев, коренящиеся в искаженном представлении о реальности. Развивая мудрость постижения пустоты, мы одолеваем разрушительные эмоции и преображаем свое сознание».

Во время перерыва Его Святейшество ответил на несколько вопросов из зала. Когда сессия возобновилась, он начал быстро читать «Путь бодхисаттвы» с самого начала, время от времени останавливаясь, чтобы дать пояснения, Его Святейшество прочел первые четыре главы и начал пятую, на которой и остановился. Учения продолжатся завтра утром.

По пути из храма Его Святейшество по своему обыкновению приветствовал старых друзей и новых, улыбался, махал и пожимал руки, после чего сел в машину и уехал домой.

Второй день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов

7 июня утром, как только Его Святейшество Далай-лама занял свое место на троне, преподаватели из школ Тибетских детских деревень с увлечением продемонстрировали свои навыки ведения философских диспутов. Они рассуждали о принятии прибежища и определениях Трех драгоценностей. Вслед за ними выступили ученики из тех же школ, сделавшие основной упор на научных предметах – особенно на живых организмах.

«Ведущим ученым-философом Наланды был Нагарджуна, – произнес Его Святейшество, начиная учения, – его трактаты, точные и глубокие, показывают, каким величайшим учителем он был. Ученики Нагарджуны – Арьядева, Бхававивека и в конечном итоге Шантидева – подробно разъяснили наставления своего учителя. Первая строфа первой главы “Коренных строф о срединности” показывает, как с помощью логического обоснования он упрочивал учение:

Неверно, что когда-либо, где-либо
Какие-либо существования могу возникать
Из самих себя, от другого [существования],
От обоих [существований] или беспричинно.

Нагарджуна восхвалял Будду не только за обретение пробуждения, но также за учение о взаимозависимости. Как говорится в заключительных строфах почтения “Коренных строф о срединности”, Будда преподал священную Дхарму, чтобы избавить нас от искаженных воззрений.

Искаженные представления вводят наш ум в заблуждение, и чтобы их искоренить, Будда первым делом разъяснил Четыре благородные истины, начиная с истины о страданиях и истины о причинах страданий. Подробные объяснения Четырех благородных истин включают также учение о Двенадцати звеньях цепи взаимозависимого возникновения. Их порой изображают по внешнему ободу Колеса сансары, рисунки которого нередко можно увидеть на стенах буддийских храмов. Говорят, что первое такое изображение было сделано по заказу одного из индийских царей.

Мы все хотим счастья, а не страданий. И все же, из-за неведения, мы с головой увязли в проблемах. На изображениях первое из Двенадцати звеньев цепи взаимозависимого возникновения, неведение, олицетворяется слепой, старой женщиной. Второе звено, формирующее действие (или карму), изображают в виде гончара, лепящего вазу на гончарном круге.

Переживание боли и удовольствия приходят как результат наших собственных благих и неблагих поступков. Внутренний обод Колеса сансары наполовину черный, как напоминание о неблагих деяниях, и наполовину белый – символ наших добрых дел. Многие наши поступки порождаются ментальными омрачениями – неведением, привязанностью и ненавистью – их изображают в виде свиньи, петуха и змеи соответственно.

Неведение имеет отношение к нашим ложным представлениям о реальности, которые, как говорит Арьядева в своих “400 строфах о срединности”, насквозь пронизывают наши разрушительные эмоции:

Как осязание пронизывает все тело,
Так и неведение пронизывает все омрачения.
Преодолев неведение,
Так же преодолеешь все разрушительные эмоции.

Чтобы одолеть неведение, необходимо пытаться постигнуть взаимозависимое возникновение».

Его Святейшество заметил, что все вещи, на первый взгляд, существуют объективно и независимо. Вглядываясь в толпу перед собой, он различает школьников и тайских монахов, и кажется, будто каждый человек существует сам по себе. Такими явления нам представляются, однако буддизм учит, что на самом деле они существуют вовсе не так, как нам кажется.

Вчера Его Святейшество упомянул, что согласно воззрениям квантовой физики, ничто не наделено объективным существованием. Сегодня он рассказал об американском психиатре Аароне Беке, который долгое время работал с людьми, склонными к приступам гнева. Ученый сказал однажды, что по его наблюдениям, когда люди злятся, они видят объект своего гнева полностью в черных тонах, но на 90% эти негативные чувства лишь их собственные ментальные проекции. Его Святейшество считает это наблюдение крайне ценным.

«Во всех религиозных традициях большое значение придается покою ума. Для его развития нужна внутренняя работа. Многие религии учат своих последователей полностью полагаться на волю бога, воплощающего бесконечную любовь – для них вера становится основой развития покоя ума. Большинство индийских традиций, однако, используют практики однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозрения в суть вещей (випашьяны).

Будды искореняют неведение и ведут живых существ к освобождению, преподавая им учение о реальности. “Водою Будды не смывают скверны, страдания существ рукой не устраняют”. Будда Шакьямуни говорил, что мы сами хозяева своей судьбы. Он учил, что мы можем избавиться от страданий, если сами устраним неведение из своих умов. Никто за нас этого не сделает.

Будда – наш учитель прибежища, но истинное прибежище мы находим в драгоценности Дхармы, истинном пути и истинном прекращении. Практикующие Дхарму составляют драгоценность Сангхи. Конечное намерение Будды – привести других к состоянию сознания, которого он достиг сам».

Его Святейшество возобновил чтение пятой главы «Пути бодхисаттвы». Он затронул тему о достоинствах учителя и привел слова Чже Цонкапы, который говорил, что те, кто собирается дисциплинировать умы других, должны сначала обуздать свой собственный ум.

Начав читать шестую главу под названием «Парамита терпения», Его Святейшество отметил, что для сохранения покоя ума важно практиковать терпение и помнить об изъянах гнева. «Никто не скажет, – с юмором заметил Его Святейшество, – что он счастлив сегодня, потому что хорошенько поругался с кем-то».

Во время перерыва Его Святейшество ответил на вопросы студентов, а затем завершил чтение шестой, седьмой и восьмой глав «Пути бодхисаттвы». Заканчивая сессию, он поделился, что во время завтрашних учений планирует даровать разрешение на практику Белого Манджушри.

Третий день учений Далай-ламы для тибетских школьников и студентов

8 июня утром, проходя через двор Цуглакханга, главного тибетского храма, Его Святейшество Далай-лама то и дело останавливался, чтобы ответить на приветствия собравшихся. После того, как он занял свое место на троне и начал подготовительные церемонии для разрешения на практику Белого Манджушри, члены группы изучения буддизма из Дхарамсалы, среди которых было несколько пожилых мужчин и женщин, с воодушевлением прочли по памяти «Компедиум путей познания» Акьи Йонгзина. Вслед за ними ученики тибетской транзитной школы «Шераб Гацел Лоблинг» продемонстрировали навыки ведения философских диспутов, рассуждая о хитросплетениях кармы и что делает наши поступки благими или разрушительными. Лишь только они коснулись самосожжений, как время выступления истекло.

Его Святейшество немедленно подхватил эту тему и произнес: «Вчера мы читали строфы, проливающие свет на этот вопрос. Если нами движет сострадание и желание принести пользу другим, Будда разрешает совершать действия, которые в других случаях запрещены. Но я не знаю, можем ли мы утверждать, что самосожжения – это благой поступок.

Мы продолжим читать “Путь бодхисаттвы”. Ни один из нас не хочет страданий, мы все желаем жить счастливо, и все же, как говорится в поэме:

Ведь, желая избавиться от страдания,
Они, напротив, устремляются к нему,
А желая обрести счастье,
Словно врага, в омрачении его разрушают.

Мы переживаем боль и удовольствие как телом, так и умом, однако влияние нашего сознания превалирует. Однажды я совершал паломничество в Бодхгаю и слег с мучительной желудочно-кишечной инфекцией. По пути к врачу в Патне я увидел нищих детей на обочине дороги, а потом старика со спутанными волосами, который лежал один, никому не нужный. Его состояние так меня озаботило, что я практически не чувствовал собственной боли.

Повсюду я замечаю, что даже живя в прекрасных материальных условиях, люди все равно бывают несчастны. Согласно воззрениям древних индийских традиций, в том числе и буддизма, именно наши разрушительные эмоции лишают нас покоя ума. Вот почему эти эмоции считаются пагубными, однако есть способы их обуздания. Поэтому Шантидева и говорит, что, находясь в сетях разрушительных эмоций, несмотря на желание быть счастливыми люди устремляются к страданиям.

Для усмирения разрушительных эмоций необходимо задействовать свой интеллект, а также способность разговаривать друг с другом.

Страдания произрастают из чрезмерного сосредоточения на себе и цепляния за ложное представление о независимом существовании. Пока мы не избавимся от подобного отношения, нашим бедам не будет конца и края. Вот почему так важно увидеть изъяны эгоизма и преимущества заботы о других. Когда мы появляемся на свет, матери окружают нас любовью и заботой. Когда мы уже выросли, мы чувствуем себя плохо, если мы одиноки. Мы гораздо счастливее в компании себе подобных, именно поэтому все вероисповедания делают упор на важности любви и сострадания».

Его Святейшество возобновил чтение «Пути бодхисаттвы» с середины восьмой главы. Дойдя до упоминания о равенстве себя и других, он особенно подчеркнул следующую строфу:

Всякое блаженство, которое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье другим.
Всякое страдание, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье себе.

Завершив восьмую главу, Его Святейшество сделал короткое пояснение к девятой. Чтобы полностью понять, о чем в ней говорится, он посоветовал прочесть «Коренные строфы о срединности» Нагарджуны и комментарии к ним Чандракирти и Бхававивеки. Он добавил, что первые две строфы задают тон всей главе:

Все эти разделы Учения
Изложены Муни для [обретения] мудрости.
И потому да породит мудрость
Желающий устранить страдания.

Относительная и высшая –
Таковы Две истины.
Высшая [истина] недостижима для разума,
Ибо разум называют относительным.

Его Святейшество также посоветовал ученикам выучить наизусть строфы из главы 24 и главы 28 «Коренных строф о срединности»:

Все взаимозависимо возникающее
Именуется пустотой,
Зависит от обозначения,
Это и есть Срединный путь.

Нет ничего, что
Не возникало бы взаимозависимо,
Следовательно, нет ничего,
Что не было бы пустым.

Посредством устранения кармы и омрачающих эмоций достигается освобождение.
Омрачающие эмоции и карма возникают в силу умопостроений,
А те, в свою очередь, появляются в силу овеществления.
[Это] устраняется посредством пустоты.

По мере чтения Его Святейшество обращал внимание слушателей на упоминания о четырех памятованиях – о теле, чувствах, уме, других явлениях, а также, как важно распознать объект отрицания и помнить о решающей роли взаимозависимости.

Завершив чтение девятой главы, Его Святейшество приступил к разрешению на практику Белого Манджушри, пришедшему из собрания «Ринджанг Гьяца». Он объяснил, что для постижения мудрости крайне важно анализировать, а здесь полезно полагаться на Манджушри. Кроме того, что Манджушри олицетворяет высшую мудрость, ему также присущ аспект сострадания. В ходе посвящения Его Святейшество провел для учеников церемонию зарождения бодхичитты. В заключение, по просьбе Его Святейшества, все вместе прочли десятую главу «Пути бодхисаттвы» под названием «Посвящение заслуг».

Что касается сочинения Кхуну Ламы Ринпоче «Драгоценный светильник: хвала бодхичитте», устную передачу которого он тоже хотел дать, Его Святейшество заметил, что поскольку оно доступно на тибетском языке, все желающие могут прочесть его самостоятельно в свободное время. Он добавил, что строфы, вошедшие в этот труд, Кхуну Лама Ринпоче писал по одной в день, примерно в то время, когда Его Святейшество бежал из Тибета.
Беспокоясь, чтобы тайские монахи успели пообедать до полудня, Его Святейшество попросил мастера монастырского песнопения ограничиться лишь чтением «Слов истины». Затем он вышел из храма и, пробираясь сквозь толпу, по своему обыкновению зажигал улыбки на лицах всех вокруг, пока не скрылся за воротами своей резиденции.

Перевод: Ольга Селезнева
По материалам сайта dalailama.ru





 
По теме
 
 
"Надо вырвать корень страдания – неведение": Далай-лама провел учение для буддистов из России - Геден Шеддуп Чой Корлинг Далай-лама XIV провел в Риге духовные учения для буддистов России и стран Балтии, на которые собрались около 4,5 тысячи верующих и интересующихся буддизмом, преимущественно из России.
20.06.2018
Заключительный день учений Далай-ламы в Риге - Геден Шеддуп Чой Корлинг Рига, Латвия – 18 июня утром Его Святейшество Далай-лама покинул отель раньше обычного, чтобы хватило времени на подготовительные церемонии к посвящению Авалокитешвары и благословению Белого Манджушри,
20.06.2018
Второй день учений Далай-ламы в Риге - Геден Шеддуп Чой Корлинг Рига, Латвия – 17 июня утром, к тому времени, как Его Святейшество Далай-лама должен был выезжать в конференц-центр «Сконто», в вестибюле отеля собралось около двухсот человек,
18.06.2018
 
 
Вильнюс, Литва – 14 июня утром на встрече с парламентской группой поддержки Тибета и сторонниками тибетского дела Его Святейшество Далай-лама сказал: «Тибет переживает очень сложный период своей истории, повсеместно грубо нарушаются права и свободы человека, однако моя главная задача – сохранение неповторимой тибетской культуры. - Геден Шеддуп Чой Корлинг Вильнюс, Литва – 14 июня утром на встрече с парламентской группой поддержки Тибета и сторонниками тибетского дела Его Святейшество Далай-лама сказал: «Тибет переживает очень сложный период своей истории,
16.06.2018
 
Далай-лама дал пресс-конференцию и прочел публичную лекцию в Вильнюсском университете - Геден Шеддуп Чой Корлинг 12 июня Его Святейшество Далай-лама ХIV прибыл в столицу Литвы Вильнюс, а на следующий день он прочел публичную лекцию в Вильнюсском университете для студентов и преподавателей, а также для всех желающих.
15.06.2018
e28496 15 - Информационный портал ВКалмыкии 16-18 июня на сайте savetibet.ru состоится прямая трансляция из Риги учений Его Святейшества Далай-ламы ХIV по Алмазной стуре и «Восхвалению взаимозависимого происхождения» Чже Цонкапы .
15.06.2018
За прошедшую неделю и выходные на территории республики зарегистрировано 3 пожара, подлежащих официальному статистическому учету - МЧС Республики Калмыкия 17 октября 2018 в 18:10 в пожарно-спасательную часть № 9 Приютненского района поступило сообщение о возгорании пристройки административного здания по адресу ул.
22.10.2018 МЧС Республики Калмыкия
Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты - Элистинская и Калмыцкая Епархия 21 октября 2018 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
21.10.2018 Элистинская и Калмыцкая Епархия
20 октября 2018 года архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан принял участие в торжественном собрании, посвящённом 155-летию села Солёное Яшалтинского района.
20.10.2018 Элистинская и Калмыцкая Епархия
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2018img/October/News/054/Image00002.jpg">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУ 19 октября 2018 г. в актовом зале Института калмыцкой филологии и востоковедения прошло торжественное мероприятие, посвященное 75-летиюНародного поэта Калмыкии Г.Г.
22.10.2018 КалмГУ
Гастрольный тур «Согретые Сибирью» - Министерство культуры и туризма Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» продолжает уверенным шагом покорять сердца зрителей по маршруту гастрольного тура «Согретые Сибирью» при поддержке Министерства культуры РФ.
19.10.2018 Министерство культуры и туризма
Звучит над степью голос дружбы - Правительство РК Сегодня Председатель Правительства РК Игорь Зотов встретился с участниками межрегионального фольклорного фестиваля «Звучит над степью голос дружбы».
19.10.2018 Правительство РК
Звезды футбола – в Элисте - ГТРК Калмыкия Звезды футбола – в Элисте. В рамках проекта общероссийского Народного фронта «Легенды спорта – детям» мастер-класс для юных футболистов Калмыкии провели обладатель Кубка УЕФА в составе ЦСКА Евгений Алдонин и Чемпион России,
18.10.2018 ГТРК Калмыкия
Прокуратура Черноземельского района провела проверку исполнения законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на поднадзорной территории.
22.10.2018 Прокуратура Республики Калмыкия
Смотри «цифру»: 20 бесплатных телеканалов – в каждом телевизоре Калмыкии - РИА Калмыкия На что обратить внимание при выборе цифровой ТВ-приставки? Для приема цифрового эфирного телевидения (ЦЭТВ) на телевизор старого образца необходимо подключить цифровую приставку.
21.10.2018 РИА Калмыкия
Звучит над степью голос дружбы - Правительство РК Сегодня Председатель Правительства РК Игорь Зотов встретился с участниками межрегионального фольклорного фестиваля «Звучит над степью голос дружбы».
19.10.2018 Правительство РК