А в предыдущие дни желающие могли наблюдать, как тибетские монахи строят мандалу. Сначала, в первый день, они создают на платформе чертеж будущего дворца. Линии и пропорции монахи обозначают на глаз и несколько раз проверяют линейками и циркулями. Создание сакрального образа не терпит неточности. На следующий день монахи начали творить мандалу Зеленой Тары при помощи разноцветного песка по созданной накануне разметке. Четыре монаха расположились по сторонам света, каждый отвечает за определенный участок мандалы. Материалом служит измельченная мраморная крошка, окрашенная затем гуашью или акварелью.
Основные цвета для мандалы Зеленой Тары – белый, зеленый, красный и желтый. Крупная мраморная крошка служит фоном, ее наносят в первую очередь. Затем более мелкой крошкой создают тонкие узоры. Для узоров используют традиционные инструменты – конусообразные металлические трубочки чакпу. В одну из трубочек засыпается крошка, а вторая служит для верной дозировки. Пустая чакпу трется о чакпу, заполненную крошкой, и создается вибрация, которая позволяет равномерно наносить песок. Создание мандалы сопровождается характерным звуком: песок высыпается на чакпу, по которой монах проводит второй трубочкой, осторожно поддувая песок.
Построение мандалы сопровождается утренними и вечерними медитациями. После очередной работы над созданием мандалы, чтобы обеспечить полную сохранность хрупкого изображения до следующего дня, всю платформу с мандалой накрывают деревянной крышкой, изготовленной по размеру платформы.
Вскоре мандала расцветает декоративными узорами, которые монахи наносят более мелким песком. На пятый день, 5 мая, создание мандалы Зеленой Тары было завершено, и вечером монахи провели обряд освящения мандалы, призывая в пространство Центрального хурула Калмыкии богиню Зеленую Тару (по-калмыцки, Ноган Дярк) – самое популярное женское божество Тибета. Эта женщина достигла Просветления и освобождения из круговорота Сансары (мокша), но отказалась уйти в Нирвану из сострадания к людям, которым способна помочь.
Субботний день, 6 мая, монахи и посетители «Золотой обители Будды Шакьямуни» посвятили созерцанию мандалы и ритуалам, направленным на почитание божеств и привлечение благ для всех живых существ. Участвующие в церемонии обходят мандалу по часовой стрелке. В буддизме считается, что таким образом, молясь за благо всех живых, можно создать себе кармические заслуги (по-калмыцки, буйн). Находясь около мандалы, человек мысленно представляет рядом с собой тех, кто ему дорог, родных и друзей, а также тех, к кому он испытывает негативные чувства – положительное воздействие мандалы работает и в этом случае, помогая враждующим найти общий язык.
Песочная мандала Зеленой Тары изображает огромный дворец. Достаточно хотя бы один раз взглянуть на него, чтобы избавиться от плохой кармы, страхов, болезней, дурных помыслов, приобрести положительную энергию, считают буддисты. Образ богини Зеленой Тары связан с одной из важных идей буддизма. Суть ее в том, что высшее духовное совершенство может быть достигнуто любым человеком вне зависимости от пола. К Зеленой Таре обращаются как к защитнице, которая быстро отзывается на просьбу о помощи, проявляя сострадание ко всем, кто стремится к Просветлению.
На тханках Зеленая Тара изображается так. Правая ее рука, ладонью обращенная к зрителям, сложена в «варада-мудре» - этот жест символизирует стремление богини одарить благами. Левая рука сложена на уровне груди в жесте защиты («абхая-мудра»). Правая нога богини опускается с трона большого лотоса, ступня опирается на малый лотос, и это положение Зеленой Тары символизирует готовность немедленно прийти на помощь страждущим.
Зеленая и Белая Тары – наиболее популярные из всех форм Матери Тары. Зеленая Тара — Мать-освободительница, которая отвечает на каждую молитву, а Белая Тара — богиня, продлевающая жизнь.
Мать Тара есть излучение чудотворной просветленной активности всех Будд, выходящее за рамки прошлого, настоящего и будущего. Тара – мать-мудрость всех Будд. Она проявляет как мирные, так и гневные аспекты и может быть разного цвета — красного, черного, белого, золотистого, желтого, оранжевого и зеленого. Наиболее широко известна именно Зеленая Тара. Из нее излучается двадцать одна Тара в различных аспектах, и у каждой своя особая мантра и специфическая чудесная энергия. Мать Тару можно просить почти обо всем, поскольку она — высшее утешение всем, кто ищет помощи и разрешения проблем. Мы можем обратиться к ней, когда больше не к кому взывать. И путь к Просветлению становится намного прямее, когда мы просим ее о благословении руководства на этом пути…
Много написано об этой чудесной Богине, занимающей особое место в сердцах буддистов. Они знают, что, приняв Прибежище в Таре – просто встав под «мудрой» (положением) ее правой руки, дарующей Прибежище, – любой нуждающийся в ее защите моментально оказывается огражден от всякого страха. Мантра Зеленой Тары — «Ом Таре Туттаре ТуреСваха» – почти так же популярна, как знаменитая шестислоговая мантра Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум». Ведь считается, что Тара возникла из озера сострадательных слез, пролитых Авалокитешварой. Так, с самого момента своего космического рождения, Тара стала сутью сострадания и поклялась устранить страдания всех живых существ и привести их к Просветлению. Таким образом, в ней проявляется освобождающая деятельность всех Будд.
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»