Группа из восьми монахов прибыла в Россию в первой декаде июля с продолжительным визитом, который завершится в конце августа, по приглашению Почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче, а также Центра тибетской культуры и информации.
Визит официальной делегации монахов из монастыря Ташилхунпо проходит в рамках программы буддийской культуры «Спасибо, Россия – 2018».
Мероприятия с участием этих монахов пока прошли в трех городах России - в Москве (6-14 июля), Санкт-Петербурге – (17-22 июля), Ростове-на-Дону – (26 июля-3 августа). Следующие мероприятия они проведут в Астраханской области (5-12 августа) и Краснодарском крае (16-28 августа).
Примечательно, что первое мероприятие в России группы монахов Ташилхунпо – ритуальные танцы мистерии Цам – было приурочено к празднованию дня рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV и состоялось 6 июля в Центральном Доме кино в Москве.
В остальные дни московской программы монахи проводили ритуалы, лекции и индивидуальные приемы в зале Буддийского центра «Еше Корло». Помимо таких мероприятий монахи возводили в течение нескольких дней песочные мандалы: в Москве – мандалу Зеленой Тары, в Санкт-Петербурге – мандалу Будды Амитаюса, в Ростове-на-Дону – мандалу Ваджрасаттвы. В Хошеутовском хуруле они построят мандалу Манджушри, которую можно будет созерцать 10 и 11 августа.
Приехав из Ростова-на-Дону в Элисту в середине дня, монахи монастыря Ташилхунпо сразу же прибыли в Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Кроме священнослужителей хурула во главе с настоятелем Анджой-гелюнгом гостей встречали буддисты-миряне, которые выстроились «живым коридором»: одна группа у главных ворот буддийского комплекса, другая – у входа в храм. Пройдя на территорию хурульного комплекса, гости остановились перед величественным храмом, чтобы послушать «экскурсовода» - монаха Центрального хурула Наванга Лодоя, который доступно (на тибетском языке) рассказал соплеменникам о самом большом в России и Европе буддийском храме, о том, как он строился (чему ген Лодой был живым свидетелем).
После этого гости и монахи Центрального хурула сфотографировались на память на фоне золотого храма. Затем для другого группового фото к ним присоединились буддисты-миряне, а также туристы. Ряд кадров из этой «фотосессии» можно увидеть в публикуемом ниже фоторепортаже.
Войдя в молельный зал хурула, гости-монахи совершили церемониальные ритуалы, сделали подношения. Затем они были приглашены на экскурсию по зданию хурула, посетив и резиденцию Его Святейшества Далай-ламы ХIV, расположенную на пятом уровне, где также сфотографировались на память вместе с монахами «Золотой обители Будды Шакьямуни».
Во время пребывания гостей в молельном зале состоялась их встреча с посетителями храма. Министр культуры и туризма РК Хонгор Эльбиков представил делегацию из монастыря Ташилхунпо, сообщив, что священнослужители этого легендарного монастыря впервые посещают Калмыкию. Хонгор Бадмаевич рассказал о значении визита монахов Ташилхунпо в Россию, проходящего по разным регионам страны в рамках программы буддийской культуры«Спасибо, Россия - 2018».
Затем слово было предоставлено руководителю делегации гостей Хише Дандув Качену.
Он поблагодарил всех, кто встречал их здесь, за теплый и искренний прием. Досточтимый Хише Дандув Качен выразил от имени всей делегации приятное удивление тем, что их пришли встречать и миряне. «Мы думали, что, посетив ваш город проездом, увидимся только с монахами, - сказал он. – Еще нас трогает, что некоторые буддисты-миряне держат в руках портрет Панчен-ламы. Ведь наш воссозданный в Индии древний монастырь Ташилхунпо связан с именем Панчен-ламы Тибета. Это был главный монастырь и резиденция Панчен-ламы, второго по значимости духовного лидера Тибета после Его Святейшества Далай-ламы, входил в четверку крупнейших монастырей Центрального Тибета. В 1972 году под личным патронажем Его Святейшества Далай-ламы XIV монастырь Ташилхунпо в изгнании был учрежден на юге Индии в штате Карнатака. В настоящее время в монастыре живут и обучаются около 400 монахов из Тибета и гималайских регионов».
Монастырь Ташилхунпо известен благодаря своей традиции исполнения костюмированных сакральных танцев мистерии Цам (тиб. Чам) и уникальному стилю пения «дзоке» с использованием очень низких обертонов.
В составе делегации есть монахи, особо искусные в гадании Мо и в проведении буддийских тантрических ритуалов. Происхождение тибетского гадания Мо уходит своими корнями в культуру и обычаи древнего Тибета. Для каждого тибетца, вне зависимости от того, живет ли он в Тибете или за его пределами, гадание Мо помогает принять верное решение при возникновении сложных жизненных ситуаций, связанных со здоровьем, работой, отношениями, переездами, заключениями брака и так далее.
В заключение представляем всех членов официальной делегации монастыря Ташилхунпо, которая в этот же день, 4 августа, отбыла из Элисты в Астрахань.
Качен Хише Дандув . Старший делегации. Родился в Кинноре и в 9-летнем возрасте поступил в монастырь Ташилхунпо в 1989 году. После окончания учебы по курсу «Буддийские науки» в 2013 получил степень Качен-лхарамба. С 2016 года и по настоящее является администратором монастыря.
Ген Джампа Лама родился в семье тибетских переселенцев. Поступил в Ташилхунпо более 40 лет назад, также закончил курс Буддийских наук. Работал администратором монастыря. Он один из лучших монахов в построении мандал и ритуальных танцах. В настоящее время работает над новым проектом библиотеки монастыря.
Качен Сонам Рабгье , родом из Нубра, Ладак. Поступил в монастырь в возрасте 16 лет и получил степень Качен-лхарамбы в 2015 году. Он очень искусен в ритуальных танцах и очень много работает на благо монастыря.
Ген Лобсанг Дава, из Ладака. Один из самых старых монахов. В монастыре с 13 лет, за время обучения защитился на степень Ригчун. Продолжил свое обучение в тантрическом колледже монастыря. В 1986 году принял полные обеты монаха–гелонга от Его Святейшества Далай-ламы. Ген-ла очень искусен в молебнах.
Качен Тукже Джорден . Родился в Занскаре, поступил в монастырь Ташилхунпо в 1991 году. Закончив обучение, получил степень Качен-лхарамба. С 2016 года является администратором тантрического колледжа монастыря.
Ген Лобсанг Туптен . Один из самых старых монахов. После окончания учебы в монастыре, принимал активное участие в возведении нового здания монастыря Ташилхунпо, так же работал в должности администратора.
Досточтимый Станзин Вонгду , родился в Нубра. И сначала поступил в монастырь Дискит, но годом позже перевелся в Ташилхунпо, где он изучал буддийскую философию и искусство ритуального танца. Он участвовал в турах делегации Монастыря в Европе и Великобритании. Много лет проработал в библиотеке монастыря, и в настоящее время отвечает за новый монастырь.
Кушог Сонам Станзин родился в Ладаке. В 12 лет поступил в монастырь Ригзонг. Годом позже перевелся в монастырь Ташилхунпо, где проучился восемь лет изучая буддийскую философию. C 2014 года начал работать в медицинском диспансере монастыря и затем прошел обучение медицине в Дхарамсале. В последние четыре года работает на добровольных началах.
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
Фоторепортаж Дорджи БАСАЕВА