Согласно традиции тхеравады и древнеиндийскому лунному календарю в пятнадцатый лунный день этого месяца (в текущем году он приходится на 29 мая) в разное время Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг Просветления и ушел в Паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник. По-тибетски этот день именуется Сага Дава Дучен.
29 мая честь Дня рождения, Просветления и ухода в Паринирвану основателя буддизма в Центральном хуруле РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”состоятся торжественные мероприятия (соответствующая программа прилагается ниже).
В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Ур Сар пост: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты. Обеты, можно сказать, священные заповеди буддийской этики, тесно связаны с калмыцкой культурой и традициями. В месяц Ур Сар благоприятно обходить хурулы, ступы, совершать подношения нуждающимся или Сангхе, начитывать мантры, мантру Будды любви и сострадания Арьябалы (Авалокитешвары) «Ом Мани Падме Хум», избегать совершения десяти неблагих деяний, ведущих к неблагому рождению.
Будда предоставил в распоряжение человечества большое количество подходов, при помощи которых мы можем свое кармическое наследство сделать положительным. И одним из важных элементов духовной практики является принятие обетов. Поддержание обетов в чистоте – пресекает рождение в аду. Кроме того, практикующий получает мощные отпечатки для встречи с Учением Будды в следующей жизни.
В течение всего месяца все практикующие тибетский буддизм ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно занимаясь различными практиками и ритуалами, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое. Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и сделать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие деяния, увеличиваются в сто тысяч раз. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день – когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушел в Паринирвану.
У ойрат-калмыков и монголов смысл праздника Ур Сар также заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия. Приуроченный к окончанию периода расплода скота и наступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа. Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 году на празднование Урс Сара собралось около пяти тысяч человек.
«Урюс Сар праздновался в день полнолуния первого летнего месяца, то есть примерно в мае, - пишет исследователь Э. П. Бакаева в своей книге «Буддизм в Калмыкии» (Элиста, 1994). - Это время года — самое красивое и зеленое в калмыцкой степи. Длительность праздника была различной. Если он отмечался скромно, торжества проводились 15 и 16 числа, в полном же объеме церемонии длились с 8 по 15 число. Обряды первых семи дней — чисто буддийские богослужения, буддийская церковь отмечала: 8-го числа — рождение и «просветление» Будды и 15-го числа — погружение Будды Шакьямуни в нирвану. Традиционная часть праздника приходилась на 15 и 16 числа. Обряды этой части также разделялись на два отдельных комплекса. Первый, исполнявшийся обычно 15 числа, включал те, которые отражали основной смысл Урюс Сара; второй (16-го) именовался Ова тяклгн - «жертвоприношение ова» и состоял из обрядов жертвоприношений воде и земле».
Общая символика калмыцкого праздника Ур Сар — плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном. В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования — солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, Белого Старца (Цаган Аав), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами, они составили единый комплекс праздника.
Примечательно, что в этом году именно в священный месяц Ур Сар по приглашению Шаджин-ламы РК Тэло Тулку Ринпоче состоится двухнедельный визит в Калмыкию одного из выдающихся буддийских учителей современности ламы Кунделинга Ринпоче, который дарует учения и примет участие в различных мероприятиях в Элисте, Яшкульском, Лаганском и Ики-Бурульском районах (см. программу мероприятий в предыдущей информации).
Пресс-служба центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
Программа празднования Дня рождения, Просветления и Ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни
Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
29 мая 2018 г.
Время | Мероприятие | Место проведения |
4:30 | Принятие 8 обетов Махаяны (на 1 сутки). Список обетов: 1. Отказ от убийства 2. Отказ от воровства 3. Отказ от прелюбодеяния 4. Отказ от лжи 5. Отказ от приема алкоголя, табака, наркотиков и других одурманивающих средств 6. Отказ от приема пищи после полудня 7. Отказ от восседания на высоких сидениях 8. Отказ от использования косметики, духов и украшений, песен и танцев.
| Центральный хурул, молельный зал |
9:00 – 12:00 | Праздничный молебен, посвященный Дню Рождения, Просветления и Ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни. Открытие выставки священных реликвий для созерцания и поклонения: Мощи Будды Шакьямуни и росток дерева Бодхи. Список молитв: 1. Трехчастная молитва 2. Прибежище 3. Порождение Бодхичитты 4. Дхарани «Облако подношений» 5. Семичленная молитва 6. «Сто богов Тушиты» 8. Трехчастное восхваление 9. «Восхваление причинно-зависимости» 10. «Два обширных накопления» 11. «Искусное сострадание» 12. Моление семнадцати пандитам Наланды 13. Первая глава текста «Украшение непосредственных постижений» 14. Раздел о сознании из текста «Введение в мадхъямаку» 15. Серджм (Золотой напиток) 16. Быстрое свершение 17. Сутра сердца Праджняпарамиты 18. Восхваление двадцати одной Тары 19. Дхарани Амитаюса 20. Пуджа Победоносного 21. Молитва-устремление «Слова Истины» 22. Посвящение заслуг | Центральный хурул, молельный зал |
9:00 – 20:00 | Выставка священных реликвий: Мощи Будды Шакьямуни и росток дерева Бодхи. | Центральный хурул, молельный зал |
12:00 | Угощение верующих чаем и борцогами. | Центральный хурул |
12:00 – 12:30 | Принятие обета трезвости на 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год, 2-3 года, на всю жизнь. | Центральный хурул, библиотека |
15:00 – 17:00 | Учение Кунделинга Ринпоче о 12 чудесных деяниях Будды Шакьямуни. | Центральный хурул, молельный зал |
17:00 | Ритуал омовения и освящения большой танки Будды Шакьямуни, вывешенной на фасаде хурула. Совершение обхода вокруг хурула совместно с монахами. | Центральный хурул |