Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук

Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук
Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук
Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук
Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук
Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук
Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук
Далай-лама принял участие в обсуждении «Общечеловеческие ценности и образование» в Цюрихском университете прикладных наук
Фото: khurul.ru

Цюрих, Швейцария - 24 сентября утром Его Святейшество Далай-лама выехал из отеля в Винтертур. По прибытии в конференц-центр его встречал Жан-Марк Пайто, президент Цюрихского университета прикладных наук. Как только Его Святейшество занял свое место на сцене, Пайто объяснил, по какому случаю они собрались. «Мы говорим о терпимости, справедливости и свободе, поскольку общечеловеческие ценности играют важную роль в нашей жизни. Университет – это не только учебное заведение, в котором можно получить ученую степень, в университете прививаются определенные идеи и ценности, а также умение брать на себя ответственность. Его Святейшество воплощает многие из этих достоинств, и мы с нетерпением ждем, что он нам скажет».

«Дорогие братья и сестры, – начал Его Святейшество, – когда я вижу перед собой другого человека, я думаю: “Это еще один мой брат или сестра”. Мы делаем чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами, таких как национальность, вероисповедание или материальное положение, и это рождает разделение на своих и чужих. В современном мире, если исключить стихийные бедствия, большинство наших проблем мы создаем своими руками. В результате люди несчастны.

В прошлом население Земли было немногочисленным, и люди зависели лишь от членов своего небольшого сообщества. Сегодня жителей нашей планеты стало гораздо больше, и мы проводим границы между странами и населяющими их народами. Двадцатый век стал свидетелем двух мировых войн. Во имя чего пролилось столько крови? Сегодня на Ближнем Востоке религия стала камнем преткновения, толкая людей на убийство друг друга. Конфликтующие делят людей на последователей “своей” и “чужой” религии. Поскольку мы сами начинаем распри, мы и в ответе за их разрешение.

Однако у нас есть все основания для надежды. Конец 20-го столетия сильно отличался от его начала. Я большой поклонник духа Европейского Союза и восхищаюсь тем, что Аденауэр и де Голль, после долгой вражды между их странами, решили, что гораздо лучше жить мирно бок о бок и преследовать общие интересы. Великобритания, как мне кажется, выходит из Евросоюза по весьма недальновидным, эгоистическим соображениям.

Между нами есть различия, однако глубоко внутри мы все одинаковые люди. Мы появляемся на свет одним и тем же путем, и все однажды умрем. Согласно данным научных экспериментов с участием малышей, которые не умели еще даже говорить, по природе своей человек сострадателен. В то же время, постоянный гнев, страх и ненависть расшатывают иммунную систему, а покой ума благоприятно сказывается на физическом здоровье.

Люди – общественные животные, нам не выжить без себе подобных. В Барселоне я познакомился с одним католическим монахом, который вел жизнь отшельника высоко в горах, где он размышлял о любви. Он питался в основном только хлебом и чаем и обрел истинное счастье, но даже он зависел от поддержки местных жителей.

Нам нужны друзья, а дружба строится на доверии. Чтобы завоевать доверие, мало денег и власти, мы должны искреннее заботиться о других. В магазине доверие не купишь. В стародавние времена вы, швейцарцы, и мы, тибетцы, могли позволить себе жить в изоляции за стеной из снежных вершин, однако сегодня все люди стали членами одной большой человеческой семьи. Нам нужно объединяться, а поскольку мы все взаимозависимы, мы обязаны ощутить свою глобальную ответственность.

Если человек верит, что мы созданы богом, или полагается на закон кармы, согласно которому благие поступки приводят к счастью, а неблагие – к печалям, то как люди могут убивать друг друга? Необходимо всерьез задуматься о взращивании покоя ума. Еще двести лет церковь заботилась одновременно о воспитании внутренних ценностей и образовании. Сегодня нам нужно вводить преподавание внутренних ценностей в светское образование, без опоры на ту или иную религию.

Точно так же, как мы обучаем детей правилам физической гигиены для поддержания здоровья тела, нам нужна эмоциональная гигиена, умение обуздывать разрушительные эмоции и обретать покой ума. Куда бы я ни приезжал, я делюсь этими идеями с желающими их выслушать. Вам все было понятно?»

Эти слова утонули в теплых рукоплесканиях зрителей.

Модератор сегодняшнего обсуждения, ведущая новостей на швейцарском телевидении Сюзан Вилле представила участников беседы: Христиану Хохенштайн, профессора межкультурных отношений и лингвистики; Андреаса Гербер-Гроте, профессора публичного здравоохранения и главу исследовательской лаборатории; Леонардо Хабера, президента студенческой ассоциации; и Рудольфа Хоггера из Тибетского института в Риконе.

Первый вопрос ведущей был обращен к Его Святейшеству – правда ли, что в детстве тот был ленивым учеником? Далай-лама ответил, что тут нет ничего удивительного. Образование в Тибете начиналось с заучивания наизусть буддийских произведений, и с семилетнего возраста он должен был запоминать тексты классических буддийских трактатов, что ему не особенно нравилось. Только став старше, он почувствовал интерес к изучаемым предметам. В 16 лет он потерял свободу, а в 24 года – родную страну. Тогда же Далай-лама обнаружил, что полученные знания помогают сохранять внутреннюю силу.

Обсуждение коснулось вопросов самодисциплины, умения слушать других и устойчивого развития. Доктор Хоггер показал фотографию, на которой тибетские монахи учатся препарировать рыбу. Они разрезали рыбу на части, вынимали орган за органом и в конце концов, когда добрались до головного и спинного мозга, один из монахов спросил: «Это здесь зарождается сознание?» Доктор Хоггер отметил, что согласно воззрениям западной науки, без мозга не могло бы быть сознания. В этом отношении буддийская и современная науки расходятся во мнениях.

Доктор Хохенштайн сказала, что пока еще не уверена в существовании универсальных общечеловеческих ценностей, однако нам следует быть открытыми к новым взглядам. По ее наблюдениям, с учетом существующего неравенства между полами до равноправия нам еще далеко. Его Святейшество поделился своим взглядом на эту проблему. В древние времена охотники и собиратели делились добычей с остальными. После появления земледелия и вместе с ним института частной собственности назрела потребность в лидерстве. Поскольку в лидеры выбивались благодаря физической силе, в обществе начали доминировать мужчины. Образование до некоторой степени выровняло неравенство, однако нам все еще есть над чем поработать, чтобы избавиться от глубоко укоренившихся устаревших обычаев и привычек.

Что касается общечеловеческих ценностей в сфере банковских инвестиций, Леонардо Хабер предположил, что начинать надо с корпоративной ответственности, и добавил, что все это требует дальнейших обсуждений. Его Святейшество заметил, что у материалистического образа жизни свои материалистические задачи, однако очень важно также задаваться вопросом, что такое сознание. Он рассказал о своей давней беседе с советскими учеными, которые не приняли концепции ментального сознания, называя ее религиозной идеей. Его Святейшество подчеркнул, как важна древняя индийская психология с ее методами тренировок сознания, опирающихся на медитации. Последние исследования нейропластичности показывают, что медитации могут изменять физические структуры головного мозга.

«Люди привыкли считать источником удовольствия и радости только ощущения, получаемые с помощью органов чувств, и почти не уделяют внимания сознанию. В Тибете, следуя традиции индийского университетского монастыря Наланда, мы широко практикуем аналитическую медитацию, постоянно задавая вопрос “Почему?” Если объяснение противоречит логическому обоснованию, мы его отвергаем».

Его Святейшество ответил на несколько вопросов из зала. Он заметил, что детей нужно воспитывать в любви и нежности и учить обуздывать свои разрушительные эмоции. Он также очень сомневается, что искусственный интеллект когда-нибудь сможет повторить создавшее его человеческое сознание во всей полноте.

На вопрос, как обрести покой ума, Его Святейшество ответил, что для начала нужно осознать его всю его ценность. Важно понять, что гнев, ненависть и другие подобные эмоции не приносят пользы, поскольку нарушают покой ума, тогда как взращивание противоположных им эмоций, любви и сострадания, его укрепляют. Его Святейшество подчеркнул, что разрушительные эмоции коренятся в искаженных представлениях о реальности. Он привел слова американского психиатра Аарона Бека, который за долгие годы работы с людьми, склонными к вспышкам гнева, убедился, что, когда люди злятся, они видят объект своего гнева полностью в черных тонах, однако на 90% это лишь игра их собственного воображения.

Его Святейшество добавил, что очень полезно знать, что эмоции не являются природой нашего ума. Ум чист словно вода, но так же, как вода, бывает замутнен эмоциями. Очень важно понимать, что ум обладает ясной и светоносной природой.

Ведущая Сюзан Вилле попросила участников обсуждения поделиться одной идеей, которую они вынесли из сегодняшней встречи. Рудольф Хоггер упомянул об эмоциональной гигиене и умении не сосредотачиваться на второстепенных различиях. Для Андреаса Гербер-Грота это признательность за сочувствие, а Леонардо Хабер сказал, что его заинтриговала идея аналитической медитации.

Жан-Марк Пайто от имени Цюрихского института прикладных наук поблагодарил Его Святейшество и других участников обсуждения. Карма Долма Лобсанг от лица Тибетского института в Риконе тоже произнесла слова благодарности, заметив, что их встреча стала последней в череде мероприятий последних четырех дней, посвященных празднованию 50-летия их института. Она пожелала Его Святейшеству долгих лет жизни и доброго пути и добавила, что проведенные с ним дни они никогда не забудут. И снова по залу прокатилась волна теплых аплодисментов.

Его Святейшество и других участников пригласили на обед в университете. После обеда Далай-лама уехал в Берн, откуда завтра вылетает домой в Индию.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

 
По теме
В Калмыкии разыскивают женщину - Интернет-газета Степные вести В Лаганском районе пропала 64-летняя женщина, которая ушла в неизвестном направлении, до настоящего времени ее местонахождение неизвестно.
Интернет-газета Степные вести
Специалисты Астраханского филиала Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии провели прием - отбор пациентов в Элисте - Правительство РК 45 пациентов отобраны для высокотехнологичного лечения в клиниках Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России в Астрахани и Москве.
Правительство РК
Калмыкия на борьбу с гепатитом С получит дополнительно более 6 млн рублей - Интернет-газета Степные вести Калмыкия получит субсидию из федерального бюджета на софинансирование расходов на лекарственное обеспечение больных хроническим вирусным гепатитом С в амбулаторных условиях.
Интернет-газета Степные вести
Вчера на сцене Национального драматического театра им. Б.Басангова состоялось торжественное мероприятие, посвященное Международному дню театра, об этом сообщили в министерстве культуры и туризма Республики Калмыкия.
KalmykiaNews.Ru
Секреты закулисья - Газета Элистинская панорама В Республиканском Русском театре драмы и комедии открылась малая сцена. Проект по созданию необычного арт-пространства стал возможен благодаря гранту в рамках региональной программы «Творческие люди» нацпроекта «Культура».
Газета Элистинская панорама